Системы пожаротушения, сигнализации, дымоудаления нуждаются в регулярном техническом обслуживании. Главная опасность пожаров — это внезапность возникновения нештатной ситуации. Именно поэтому датчики, регистрирующие появление дыма или открытого огня, свето-звуковое оповещение, автоматические установки для тушения возгорания должны быть постоянно в полной рабочей готовности. Обслуживание систем пожаротушения, вспомогательного оборудования и пожарной сигнализации должно быть первым на повестке дня.
Основные компоненты противопожарных систем
Основная задача противопожарных систем — спасение жизни людей, уменьшение материального ущерба в случае возгорания. Противопожарные системы состоят из:
- Датчиков, средств оповещения. Сюда входят механические извещатели — «тревожные кнопки», электрические — тепловые, дымовые, газовые, комбинированные датчики. При повышении температуры, обнаружении дыма, открытого пламени, превышении концентрации в воздухе горючих газов извещатели подают сигнал на пульт управления.
- Приемно-контрольных устройств и исполнительного периферийного оборудования. Адресные или адресно-аналоговые системы пожарной сигнализации посылают команду на включение свето-звукового оповещения, отправку лифтов на первый этаж, разблокировку турникетов, блокирующихся дверей.
- Установок с нейтрализующими веществами. С узла управления подается сигнал на включение насосов, активизацию дренчерных или спринклерных установок. Параллельно отдается команда устройствам дымоудаления — открываются люки дымоудаления, включаются вентиляторы подпора воздуха и дымоотвода.
Автоматизированное оборудование имеет большой запас прочности и ориентировано на постоянную работу на срок от 8 до 10 лет. Однако рабочие узлы или отдельные элементы выходят из строя по самым разным причинам. Неисправность или отказ даже одного устройства может привести к трагическим последствиям.
Причины неисправности оборудования
Причиной выхода из строя датчиков, насосов, резервуаров для хранения огнетушащих веществ и люков дымоудаления может стать:
- Заводской брак деталей. Если установка, техническое обслуживание систем пожаротушения, периферийного оборудования и пожарной сигнализации проводилась по всем правилам, то неисправность выявляется еще во время пуско-наладочных работ.
- Нарушение правил транспортировки. Небрежное обращение при перевозке приводит к потере целостности герметичных емкостей, поломкам деталей и рабочих узлов
- Неправильное хранение отдельных устройств в период от приобретения до монтажа при несоответствующих техусловиях (например, при температуре ниже 0 С).
- Ошибки, допущенные при установке. Осуществлять монтаж, техническое обслуживание, ремонт систем, пожарных трубопроводов и установок автоматического пожаротушения могут только профильные организации. Право на деятельность подтверждается действующей лицензией и сертификатом.
- Отсутствие регулярных проверок и своевременного техобслуживания систем дымоудаления, пенного, газового, порошкового или водяного пожаротушения.
Если установкой пожарных датчиков и других устройств занимался непрофессионал, велика вероятность ложных срабатываний, короткого замыкания или выхода оборудования из строя. Даже исправные устройства, установленные по всем правилам, нуждаются в регулярном осмотре, проверке работоспособности.
Как часто нужно проводить техническое обслуживание
Регламентные работы, плановые осмотры и другие мероприятия по обслуживанию систем пожаротушения проводятся в определенные сроки. Порядок диагностики:
- Осмотр рабочих узлов, контроль уровня воды в резервных емкостях, положений запорной арматуры, проверка и внесение показаний аппаратуры в специальный журнал — раз в 10 дней.
- Проверка работоспособности сигнализации, аварийных источников питания, уровня их заряда — раз в 30 дней.
- Контрольное тестирование центрального пульта, систем управления — раз в 6 месяцев.
- Осмотр поплавковых емкостей, промывка трубопроводов, проверка функциональности насосов — один раз в 12 месяцев.
- Испытание трубопроводных сетей на герметичность — каждые 3,6 года.
- Замена аккумуляторов в аварийных источниках электроснабжения — через 5 лет.
- Масштабная проверка всех устройств и оборудования, подготовка акта о возможности ее дальнейшем использовании — через 10 лет после монтажа.
Техобслуживание включает в себя ремонтные и наладочные работы, замену деталей, вышедших из строя. По результатам каждого тестирования составляют акт, который прикладывается к журналу и предоставляется при последующих проверках.
Кто должен выполнять обслуживание систем пожаротушения
Все виды работ, начиная от еженедельного визуального контроля до ремонта неисправного оборудования, должны выполнять только специалисты, которые имеют допуски и лицензии. На услуги по ремонту и обслуживанию систем пожаротушения заключается официальный договор. При комплексном обслуживании в обязанности специалистов входит:
- Осмотр для выявления видимых дефектов.
- Проверка и настройка программного обеспечения.
- Профилактическая чистка рабочих узлов и системных блоков.
- Замер электрических параметров на оборудовании аварийного электроснабжения, источниках бесперебойного питания.
- Оказание консультационной помощи сотрудникам предприятия на предмет правил пользования оборудованием.
- Предоставление заказчику информации о состоянии оборудования, рекомендаций по его модернизации.