Расчет пожарного риска

Содержание

  1. Зачем нужно проводить анализ
  2. Классификация
  3. Порядок проведения работ
  4. Нормируемые показатели
  5. Исходные данные
  6. Требования к оформлению и проверки результатов

Согласно статье 6 ФЗ №123, хозяйствующие субъекты обязаны делать анализ опасности возникновения пожаров, если эксплуатируемые ими объекты недвижимости имеют отклонения от действующих норм ПБ. Для этого используют специальные методики. Полученные в ходе исследований данные становятся основой разработки плана профилактических и защитных мероприятий. Он проходит проверку и согласование с инспекторами МЧС, осуществляющими за ними надзор.

 

Зачем нужно проводить анализ

Только чёткое понимание степени опасности (СО) и её вероятных источников, позволяет составить грамотный план минимизации человеческих и материальных потерь. Подтверждённый цифрами прогноз помогает сделать правильный выбор эффективных средств и мер защиты. Юрлицам удаётся организовывать защиту от ЧС, затрачивая минимальное количество финансовых ресурсов и физических усилий. Деньги не расходуются на бесполезные мероприятия и средства пожаротушения. Исследования проводят для двух видов недвижимости:

  • общественных зданий (ФЗ №123, ст. 79);
  • производственных помещений (ФЗ №123, ст. 93).

На основе полученных результатов:

  • определяют зоны установки средств тушения открытого огня и сооружения противопожарных преград;
  • разрабатывают схему эвакуации при возникновении экстренной ситуации;

Существующие методики учитывают многочисленные факторы, оказывающие влияние на СО. В их числе: планировка, ширина проходов, наличие устройства автоматического оповещения и тушения огня.

Принятый в 2017 году ФЗ №69 обязал руководителей предприятий и организаций проводить аудит ПБ. За нарушение установленного законом порядка для них предусмотрена административная ответственность. Часто между топ менеджерами компаний и надзирающими органами возникают разногласия по поводу достаточности и необходимости принятых ими мер ПБ.

В большинстве случаев, споры заканчиваются наложением сотрудниками ГПН штрафов на руководителей компаний и учреждений. Для защиты своих интересов от излишних претензий проверяющих органов, юридическими лицами проводится независимая оценка СО. Делать её могут организации, имеющих соответствующую аккредитацию.

 

Классификация

Различают несколько видов критических последствий. Наиболее распространённой считается объединение их в группы:

  • индивидуальные (оценивают вероятность гибели человека на пожаре);
  • социальные (подвергается анализу вероятность массовых людских потерь);
  • допустимые (делается прогноз размера возможного материального ущерба).

Такой порядок классификация определён ФЗ №123. Он принимается за основу при проведении расчетов пожарных рисков для помещений всех категорий и типов. По СО для человека они подразделяются на:

  • R1 (есть возможность столкнуться с пламенем);
  • R2 (можно пострадать);
  • R3 (существует вероятность гибели).

Аналогичная классификация существует и в отношении материальных ценностей.

 

Порядок проведения работ

Юридические лица могут делать анализ СО, как самостоятельное мероприятия или, как часть комплекса иных мер. Его результаты являются исходными данными для разработки системы пожарной безопасности. Расчёт пожарного риска проводится в соответствии с методикой, утверждённой Приказами Министерства чрезвычайных ситуаций РФ, принятыми в 2009 году:

  • №382 – для объектов с различными классами опасности;
  • №404 – для производственных зданий.

Порядок проведения расчетов пожарных рисков определяет последовательность их проведения. На первом этапе собирают необходимую информацию и изучают внутренний план строений. Эксперты должны просчитать прочность несущих конструкций и выявить факторы, оказывающие на них разрушительное влияние. К ним относят: противодымную вентиляцию, оповестительную пожарную сигнализацию и приборы автоматического тушения. Это снижающие разрушительные последствия условия.

На первом этапе проводится исследование плана эвакуации людей. На втором – оценивается уровень защищённости помещений от пламени и дыма. Эксперты рассматривают различные варианты вектора их распространения. Принимается во внимание частота и сила возможных возгораний. Не играют никакой роли причины возгорания.

Третий этап посвящён составлению различных реалистичных сценариев развития ЧС. На четвёртой стадии проводится расчёт величины пожарных рисков. Полученные результаты сравнивают с нормируемыми техрегламентами показателями. Но основании этого сопоставления эксперты составляют заключение. Оно включает в себя выводы о степени защищённости объекта, вероятном размере причинения вреда и СО.

Заключение экспертов берётся за основу в разработке защитных и компенсационных мероприятий по ПБ. Они должны пройти согласование с МЧС. При выявлении степени ПР построек определяются: время эвакуации людей и зоны опасных факторов. Для этого применяется компьютерное моделирования ситуации. Использовать для этих целей можно только сертифицированное программное обеспечение.

 

Нормируемые показатели

 

Для производственных зданий показатель СО не может превышать 1/миллионную долю вероятности возникновения ЧС за год. Для размещённых в них столовых, офисных кабинетов, кладовок и подсобок это он не должен быть выше 1/стомиллионной доли. Степень опасности для зданий общественного назначения – не более 1/миллионной доли.

Пример

В качестве исходных величин применяются регламентируемые методикой параметры. В их перечень входят:

  • план объекта;
  • коэффициенты теплового сопротивления материалов, входящих в состав несущих и ограждающих конструкций;
  • план размещения оборудования с теплотехническими характеристиками с привязкой к несущим колонам.

Обязательно принимается во внимание наличие и расположение на объекте подсобок и бытовок. В число базовых параметров вычислений входят сведения о площади и типе строения. СО зависит от технических характеристик материалов, использованных при возведении постройки. Они имеют различные коэффициенты теплового сопротивления, что приводит к разрушению построек при изменении температуры их конструкции.

По умолчанию, в ходе исследований СО, в качестве стандартных условий, принимается исправность систем пожарной сигнализации и оповещения об ЧС. В числе стандартных требований: наличие в зданиях работающей противодымной вентиляции и свободные проходы для людей. Принимаемые в исследовании условия должны всегда соблюдаться на практике.

Компьютерное моделирование и вычислительную работу лучше проводить на программе Фогард-ПР. Это сертифицированный продукт, разработанный в полном соответствии с техрегламентами. Он утверждён Приказом МЧС РФ №404. Программа позволяет делать общий и индивидуальный расчёт пожарных рисков.

Перечень исходных величин разработан ВНИИПО МЧС России. Фогард-ПР позволяет максимально быстро находить оптимальные варианты эвакуации людей при ЧС. Зоны поражения выдаются программой в графическом изображении. Это удобно и практично. Полный отчёт формируется в формате doc.

 

Важно. При проведении оценки СО программа не учитывает возможные источники возгорания.

Полученные результаты не зависят от причин ЧС: самовозгорания или поджога. Задача – изучение последствий и моделирование событий. Оно должно быть максимально реалистичным.

 

Исходные данные

 

Базовые параметры можно найти в технической документации на строение. В ней же указано его функциональное назначение, определяющее категорию пожароопасности. Технические паспорта зданий содержат информацию об особенностях их архитектурного решения и планировки внутренних помещений. Для промышленных производств делается описание технологического процесса.

Для получения близко к реальности смоделированной ситуации, необходимо учитывать все конструктивные особенности построек. В программу закладывается их поэтажный план и экспликация помещений. Интенсивность горения зависит от материалов, использованных для возведения и отделки конструкции, а также от того, что хранится в помещениях. Если в них будут находиться горючие газы, необходимо знать их формулу, объём, давление в ёмкостях хранения.

В цехах с трубопроводами, транспортирующими горючие газы, в вычислениях учитываются диаметры труб, давление в системе и скорость проходимости по ней веществ за определённый промежуток времени. Величиной, оказывающей серьёзное влияние на результат, является время срабатывания системы автоматического тушения. Нельзя не учитывать химических формул находящихся в постройках легковоспламеняющихся веществ и горючих жидкостей.

Для жидкостей при проведении анализа СО рассматривают данные о максимально возможном давлении в системах трубопроводов. Эти величины имеют нормируемые действующими техрегламентами значения.

 

Требования к оформлению и проверки результатов

Для вновь возводимых объектов вычисления СО и её анализ производятся на стадии проектирования. Оценка ПБ определяется в соответствии с требованиями действующих регламентов. Для проведения исследовательских работ юрлица привлекают компании, имеющие в своём штате эксперта соответствующей квалификации с аккредитацией МЧС РФ.

На основании полученных в результате проведённых вычислений данных оформляется декларация. Она представляет собой заявление юрлица о принятии мер ПБ на объекте, по которому проводились расчеты. Цель составления декларации – научить их собственников разбираться в вопросах ПБ и повысить уровень их ответственности.

Для оформления декларации хозяйствующие субъекты используют утверждённые Приказом МЧС РФ №91 бланки типовой формы. Документ не ограничен сроком действия, но должен обновляться каждый раз при изменении технических характеристик зданий. Внесение изменений в существующую декларацию могут вносить сотрудники юрлица. Для этого не обязательно привлекать экспертные компании.

Работы по оценке СО сторонней организацией производятся на платной основе. Их объём и задачи описываются в заключаемых между сторонами договоре на выполнение услуг. Их стоимость зависит от объёма и срока выполнения заказа. Документ проверяется сотрудниками МЧС. Его отсутствие влечёт за собой административное наказание.