Ежегодно в стране вспыхивают сотни пожаров на коммерческих и социальных объектах, в промышленных цехах. Гибнут люди, в негодность приходит дорогостоящее оборудование.
Минимизировать вероятность подобного развития событий призван пожарный надзор. Обязательность его проведения регламентирована Федеральным законом от 22.07.2008 года № 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности".
В соответствии с документом территориальные подразделения МЧС перед началом календарного года готовят списки юридических лиц, в отношении которых будет проводиться проверка. Но в отдельных ситуациях предприниматели могут избежать встреч с сотрудниками пожнадзора. Необходимо обратиться в специализированную аудиторскую компанию и заказать независимую оценку пожарных рисков (НОР).
Этот вариант имеет и преимущества, и определенные недостатки. К тому же проведение инициативного аудита не всегда полностью освобождает от проверок со стороны государственных структур.
В 2016 году в Закон № 123-ФЗ внесены достаточно серьезные изменения. В соответствии с ними планировалось снизить нагрузку на территориальные подразделения МЧС в части проведения проверок. Но это не означает, что собственник или руководство может ограничиться сообщением о том, что объект безопасен для людей, что вероятность пожара минимальна.
Государственные структуры (МЧС) примут к сведению результаты независимого аудита. И проводить его может только компания, имеющая особую лицензию МЧС.
Важный момент! Подобные аудиторские структуры не имеют права штрафовать проверяемые организации. Они выдают список возможных нарушений и рекомендации по их устранению. В работе они ориентируются на Правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 07.04.2009 года № 304.
Это не означает, что аудиторы «закроют» глаза на выявленные проблемы, например, за дополнительные деньги. Если на проверенном объекте произойдет ЧП, будет зафиксировано возгорание, погибнут люди, проверяющих привлекут к уголовной ответственности. Еще одно неприятное последствие для аудиторов — отзыв лицензии МЧС. Работать в данной сфере больше не получится.
В определенный момент времени в организацию может прийти заказное письмо. А в нем — уведомление о проведении проверки со стороны МЧС.
Инспектор после прибытия на объект обратит внимание на:
Также инспектор имеет право проверить разработанные в компании локальные нормативные акты, относящиеся к обеспечению пожарной безопасности. Не останется без внимания и периодичность проведения инструктажей среди персонала.
Все выявленные нарушения (а работать без них не удается практически никому) инспектор внесет в протокол. А далее на его основе представитель МЧС:
Обратите внимание! На устранение нарушений в зависимости от их тяжести бизнесу дают от 3 месяцев до 1 года. А потом на объект вновь приедет инспектор пожарного надзора. И нет никакой вероятности, что он не выявит еще несколько нарушений.
У проверки со стороны государства есть только одно значимое преимущество — плата за нее не берется. Но сумма штрафов может быть такой, что этот «плюс» полностью нивелируется. К тому же визит представителя пожарного надзора нельзя перенести или отменить. Не будет иметь значения то, что объект, например, обесточен из-за аварии на трансформаторной станции, или на каком-либо из этажей лопнула канализационная труба.
Практически в каждом крупном населенном пункте есть компании, прошедшие аккредитацию в МЧС. И они имеют право оценивать объекты с точки зрения противопожарной безопасности.
Услуга платная, но в течение ближайших трех лет ее заказчика МЧС не будет включать в планы своих проверок. Нельзя забывать, что в этом правиле есть исключения. Есть еще несколько оснований обращаться именно к аудиторам:
Но нужно отметить несколько минусов, характерных для подобных проверок:
Основная цель НОР — проверка реального состояния пожарной безопасности на предприятии, в коммерческом или социальном объекте. В ходе мероприятия аудитор:
Далее на основе полученной информации можно формировать комплекс «гибкого нормирования». Любой бизнесмен вправе рисковать своими активами при условии, что это не создает риска для жизни людей и не выходит за рамки установленного класса пожарного риска. Аудитор помогает подготовить перечень желательных и обязательных противопожарных мероприятий, определить, какие нужно провести сейчас, а какие можно немного отложить без риска получить предписание о штрафе от пожарного надзора.
Завершается пожарный аудит подготовкой заключения. Проверяющий делает выводы о том, насколько безопасным является объект, какие выявлены нарушения.