В России действуют десятки тысяч заводов, делающих важную работу для нашего благополучия и комфорта. Например, переработка химикатов важна для защиты сельского хозяйства от вредителей, изготовления лекарств, производства пластика. Атомные электростанции обеспечивают нас энергией — мы заряжаем гаджеты и даже электромобили, готовим тосты и вкусный кофе, замораживаем вишню на зиму. И все это доступно благодаря атомной энергетике. Но наше благополучие становится под угрозу, если на таком предприятии допустить аварию. В статье мы рассказываем, какие потенциально опасные объекты требуют особенно ответственного контроля. И как организована эта работа.
Внимание к производству, представляющему угрозу для людей и экологической обстановки, не случайно. Авария может повлечь необратимые последствия, которые приведут к трагедиям и расходам. Неблагополучный исход может давать о себе знать и после ликвидации, как это было с Чернобыльской АС.
Чтобы уменьшить риски техногенной катастрофы и уберечь население от трагедии, государство проявляет бдительность к деятельности таких предприятий, где взаимодействуют с:
Градостроительный кодекс предлагает считать потенциально опасными производственными объектами:
Внимание: В России действует 45 000 таких предприятий, которые несут скрытую угрозу для экологии и жизни всех существ. Тревога возрастает из-за таких факторов, как серьезный износ производственных фондов, низкий уровень технологической дисциплины среди сотрудников и руководителей.
Масштабные поломки и катастрофы связаны с риском аварий на потенциально опасных объектах:
Внимание: Потенциально опасные объекты городов — это не всегда заводы или склады, имеющие дело с химикатами и взрывающейся продукцией. Требуют повышенной ответственности очень крупные здания и конструкции (и на этапе возведения, и введенные в эксплуатацию). Типичные поломки — это обрушения, способные унести тысячи человеческих жизней. Это офисные и торговые центры, крупные административные и промышленные комплексы.
Перечисленные предприятия и строения распределяются по классам опасности, что помогает прояснить возможную тяжесть итогов. Принцип следующий — чем более высокий класс присвоен, тем менее масштабные последствия можно прогнозировать при несчастном случае. Перечислим классы:
Классификация помогает избегать недопонимания. При информировании о предполагаемой угрозе или уже случившемся событии, не нужно долго пояснять. Также удобно использовать в служебной документации.
Важно: присваивают определенный класс по решению специальной комиссии, которая имеет прямое отношение к ликвидации ЧП. Комиссия создается на базе исполнительных органов местной власти, в нее входят лица, которые работают в управлении по делам гражданской обороны.
Чтобы минимизировать ущерб и защитить население от последствий не несчастных случаев, члены комиссий занимаются прогнозированием таких инцидентов. Это сложное многоэтапное дело, сопряженное с расчетами, моделированием, выявлением наиболее рискованных зон. При прогнозировании рассматривают разные сценарии развития событий. Это помогает предотвратить трагедию или снизить риски негативных факторов для жителей города.
Прогнозирование — обязательный этап при выдаче лицензий, разрешительных документов на строительство или вывода из эксплуатации зданий. Любой вердикт по поводу функционирования объекта должно делаться выверено, на основании подробной информации. Сбор сведений и разработка схем осуществляется на разных уровнях — от местного до федерального.
К методикам прогнозирования поломок катастроф на потенциально опасных объектах относятся:
Благодаря тщательному контролю и своевременно принятым мерам удается предотвращать аварии и вызванные ими негативные техногенные факторы для людей и окружающей среды.
Важно: Внимательность и точное следование законам позволяют увидеть нарушения равновесного состояния системы еще на раннем этапе, когда можно повлиять на развитие событий. Внимательность и ответственность спасают жизни россиян ежедневно.
Учет над работой небезопасных заводов и КП ведут несколько ведомств. В их число входит МЧС России, центры по делам ГО в регионах, органы управления по ГО и чрезвычайным ситуациям. Федеральный закон предлагает статьи, которые регламентируют деятельность предприятий, представляющих угрозу, он называется «Технический регламент о безопасности зданий». В вопросах защиты населения опираются на закон 1994 года «О защите населения и территорий от ЧС».